Тема: Парные согласные ( закрепление)
Цели: 1. Совершенствовать умение осознанно проверять и писать слова с парной согласной в корне слов.
2. Развивать орфографическую зоркость.
3. Воспитывать художественный вкус.
Оборудование: графопроектор, схемы, таблицы.
Ход урока.
I.
Повторение
парных согласных.
Таблица парных согласных.
б в д г з ж
п ф т к с ш
- Какие они бывают? ( твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, только ж, ш – всегда твёрдые)
II.
Упражнения в написании слов с парной согласной.
1)
Вставить
пропущенные буквы.
Я гнала гусей на пру…
Поломался тонкий пру…
- Прочитайте предложения.
-Что такое пруд?
- Что такое прут?
-Как произносятся эти слова? ( одинаково)
-Какой смысл у них?
-Какие ещё слова знаете разные по смыслу, но одинаковые по произношению?
-Вставьте пропущенную согласную и объясните.
2) Работа с правилом.
-Как проверить парную согласную?
3) Работа с таблицей.
Прочитай |
Проверь |
Напиши правильно |
фла… |
флаги |
флаг |
пиро… |
пироги |
пирог |
парово… |
паровозы |
паровоз |
скла… |
склады |
склад |
верё…ка |
верёвочка |
верёвка |
яго…ка |
ягода |
ягодка |
4) Работа с загадками.
-Объясни написание отгадок.
А) Без рук, без ног, а рисовать умеет.
Б) Лежит меж грядок зелен да сладок.
В) Иголки лежали, лежали, да вдруг в лес убежали.
-Запиши с проверочными словами.
Взаимопроверка.
5) Письмо с
комментированием.
Сладко спит в кроватке крепкий малыш.
-Разобрать по членам.
-Назовите словосочетания.
-Сделайте схему этого предложения
П С
Какой? Как? Где?
Крепкий сладко в кроватке
6) Работа со схемами.
Рассмотри схемы. Из слов, данных в скобках, составь предложения.
1) Когда? ==== ______. ( листопад, начнётся ,скоро)
2) ____==== какой? что? ( наряд, дуб, осенний, надел)
3) Откуда? ==== какие? _____. (полетели,листья, с берёз, жёлтые)
1. Скоро начнётся листопад.
2. Дуб надел осенний наряд.
3. С берёз полетели жёлтые листья.
-Найдите слова с парными согласными. Объясните напс=исание.
-2 предложение разобрать по членам.
- К слову берёза подобрать однокоренные слова ( берёза, берёзка,берёзонька)
-Слово берёзка разобрать по составу.
7) Работа с графопроектором.
Показать картинку, где изображены предметы, в названиях которых есть парная согласная. (берег,лодка,дождь,берёзка,стог,шалаш,лошадь,воз)
-Составьте предложения.
( По пруду плывет лодка. Лошадь везёт стог сена. Ребята спрятались от дождя в шалаш.)
8) Работа с антонимами.
-Вставить противоположное по смыслу слово.
1) Редька горькая, а морковка …(сладкая)
2) Дорожка широкая, а тропинка… ( узкая)
-Какие слова вы вставили?
-Какие ещё слова с парной согласной вам встретились?
III.
Обобщение знаний о написании парных согласных.
IV.
Домашнее задание.
Круг мёд гусь осадки самокат
друг лёд боюсь грядки рад
скрип хорош
гриб ёж
-С этими словами составить стихотворные рифмы.
1)Медведь нащупал лапой лёд,
Не нравится, мне нужен мёд
2) До чего же куст хорош, а под ним дежурит ёж.
3) Заяц очень был красив. Как нам жаль, что он труслив.
4) Жираф сегодня очень рад, ему купили самокат.
5) Громко крикнул белый гусь:» Никого я не боюсь!
Ты скорей вставай-ка в круг и давай мне руку , друг
6) Перепрыгнул заяц ловко, в огороде ждёт морковка.
Юркнул, бедный, в огород, а на грядке дремлет кот.
V. Итог урока. Как проверить парную согласную?
VI. Оценки.
Департамент образования Северо- Казахстанской области
город Петропавловск
средняя школа №9
Урок
русского языка
в 3 классе.
Провела: Кузяева
Л.П.
город Петропавловск
2007г.